



В соответствии с частью 13 статьи 25 Закона от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (в редакции Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 274-З), руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты организаций, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организаций, не имеющих вышестоящих (не входящих в состав (систему)) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения юридического лица.
При составлении такого раздела в ПВТР считаем, что наниматель может руководствоваться Методическими рекомендациями по определению нормативов времени на отдых и личные надобности работников в отраслях экономики, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2005 г. № 125.
С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, в ПВТР и (или) коллективном договоре наниматель должен:
1) указать виды работ, при выполнении которых устанавливаются дополнительные специальные перерывы; 2) установить продолжительность таких перерывов; 3) указать температурные условия, при которых работникам предоставляются перерывы; 4) установить частоту (периодичность) предоставления перерывов; 5) при необходимости определить содержание отдыха (активный, пассивный, смешанный).ОТВЕТ: Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением работающими требований по охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (в редакции от 18 декабря 2019 года) (далее – Закон) должности специалистов по охране труда в организациях сферы производства вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях сферы услуг – свыше 200 человек. При необходимости руководитель организации вправе принять решение о введении должности специалиста по охране труда при меньшей численности сотрудников.
При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда в соответствии со статьей 23 Закона.
Таким образом, для соблюдения установленных законодательством требований, руководителю учреждения с небольшой численностью работников необходимо направить одного из сотрудников для прохождения соответствующей подготовки, после чего возложить на него соответствующие обязанности по охране труда.
Одной из обязанностей нанимателя по обеспечению охраны труда является осуществление обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (абзац 5 части первой статьи 17 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (в редакции от 18 декабря 2019 года).
При работе у другого нанимателя (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора, другой наниматель обязан провести обучение, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда в случаях и порядке, установленных Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (в редакции от 29 мая 2020 года) (далее – Инструкция).
Таким образом, в соответствии с пунктом 49 Инструкции работающим, прошедшим первичную проверку знаний по вопросам охраны труда, выдается удостоверение по охране труда по форме согласно приложению 6 к Инструкции.
Если средство индивидуальной защиты пришло в негодность до истечения периода использования, то его замену или ремонт обязан осуществлять наниматель.
Если средство индивидуальной защиты пришло в негодность по вине работника, наниматель вправе требовать от него компенсацию затрат на ремонт, а в случае если оно не подлежит ремонту, компенсировать его остаточную стоимость.
СПРАВОЧНО: Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты работников определен Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209.
Согласно п.6 части первой ст.55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) наниматель при организации труда работников обязан в числе прочих принимать необходимые меры по профилактике и предупреждению профессиональных и других заболеваний работников.
Устанавливая в организации масочный режим, наниматель регламентирует внутренний распорядок работы и обязанности работника при выполнении трудовой функции в соответствии с действующим законодательством и решениями санитарно-эпидемиологических служб. При этом данные обязанности должны быть отражены в локальном правовом акте организации (далее – ЛПА), например, в правилах внутреннего трудового распорядка. Кроме того работник должен быть ознакомлен с данным локальным актом.
Следует отметить, что в соответствии со ст.53 ТК работник обязан:
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей работники несут ответственность, предусмотренную ТК и иными законодательными актами (часть вторая ст.53 ТК).
Таким образом, если в ЛПА организации установлена обязанность соблюдения масочного режима и иных санитарно-эпидемиологических требований и работники ознакомлены с данными нормами, то их соблюдение носит обязательный характер.
В соответствии с частью первой статьи 27 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-3 «Об охране труда» (далее — Закон) для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работающие, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работax, где в соответствии с законодательством есть необходимость оценке состояния здоровья работающего на предмет его годности (негодности) к выполнению отдельных видов работ, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья.
В соответствии со статьей 17 Закона наниматель несет обязанность по недопущению к работе, отстранению от работы в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, не использующего средства индивидуальной защиты, не прошедшего медицинский осмотр, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
В условиях неблагоприятной эпидемической обстановки, вызванной распространением инфекции COVID-19, приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 марта 2020 г. № 369 «О проведении периодических медосмотров» руководителям государственных организаций здравоохранения поручено обеспечить проведение периодических медицинских осмотров работающих в условиях, препятствующих распространению инфекции.
Таким образом, проведение периодических медосмотров организовано в государственных организациях здравоохранения при соблюдении условий, препятствующих распространению инфекции, в том числе путем разделения потоков здоровых людей от потенциально инфицированных; ограничения допуска к работе сотрудников с признаками респираторных инфекций; организации ежедневной термометрии сотрудникoв перед началом рабочей смены; обеспечения разграничения потоков пациентов; введения масочного режима посещения пациентами организаций здравоохранения; увеличения числа влажных уборок с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно пункта 38 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (далее – Инструкция) , на основании типового перечня должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, согласно приложению 6 к настоящей Инструкции руководитель организации утверждает соответствующий перечень.
Согласно пункта 4 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее – Инструкция), для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения наниматель предоставляет работникам средства индивидуальной защиты в объеме не менее установленных типовыми нормами.
Вместе с тем обращаем внимание, что согласно пункта 17 Инструкции при изменении технологии производства работ, замене оборудования на более совершенное и, как следствие, исключении или снижении уровня вредных и (или) опасных производственных факторов наниматель по согласованию со службой охраны труда организации (специалистом по охране труда или уполномоченным должностным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) и профсоюзами или уполномоченными лицами может отдельные виды средств индивидуальной защиты, предусмотренные в типовых нормах для защиты от вышеуказанных вредных и (или) опасных производственных факторов, не включать в нормы организации или предусматривать в них как дежурные средства индивидуальной защиты.
В соответствии со статьей 38 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» надзор за соблюдением законодательства об охране труда осуществляется Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Таким образом, в случае несоблюдения работодателем (нанимателем) норм законодательства об охране труда, работающий (работник) вправе обратиться в Гомельское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (246050, г. Гомель, ул. Советская, 28) с целью установления факта нарушения законодательства об охране труда и привлечения работодателя (нанимателя) к административной ответственности.
В комитете работает горячая линия справочно-информационного характера. Звонки принимаются ежедневно (кроме выходных и праздничных дней, объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими) с 9:00 до 13:00 часов
Вопросы | Телефон |
---|---|
оплаты труда |
50-93-34 |
занятости населения |
50-91-99 |
оказания социальной поддержки населению |
50-91-71 |
определения и содержания в интернатных учреждениях |
50-93-36 |
охраны труда |
50-93-40 |
экспертизы условий труда |
50-91-89 |
трудовых отношений |
50-91-85 |
назначения и выплата пенсий |
50-93-21 |
назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей |
50-91-63 |
предоставления семьям (гражданам) государственной адресной социальной помощи |
50-91-73 |
УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!
Обращаем ваше внимание, что электронные обращения в адрес комитета принимаются только посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (https://обращения.бел).
Цупа Надежда Анатольевна Председатель комитета Осуществляет общее руководство деятельностью комитета, проводит государственную политику и обеспечивает регулирование и управление деятельностью в сфере социально-трудовых отношений. Осуществляет и координирует взаимодействие комитета с исполнительными и распорядительными органами, возглавляет и руководит работой коллегии, гражданской обороной комитета. Тел. 50-91-74 |
|
Семионов Александр Николаевич Первый заместитель председателя комитета Организует и координирует работу по реализации основных направлений и приоритетов государственной политики в области охраны труда и оплаты труда, социально-трудовых отношений, содействия занятости населения, демографической безопасности, трудовой миграции, социального партнерства. Тел. 50-91-90 |
|
Кулеш Татьяна Николаевна Заместитель председателя комитета Организует и координирует работу по реализации направлений и приоритетов государственной политики в области пенсионного обеспечения, идеологической работы, обращений граждан и юридических лиц. Тел. 50-93-25 |
|
|
Панина Наталья Аркадьевна Заместитель председателя комитета Организует и координирует работу по реализации основных направлений и приоритетов государственной политики в области государственной социальной поддержки ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов, малообеспеченных граждан, развитию форм и видов нестационарного социального обслуживания населения. Является начальником штаба гражданской обороны – заместителем начальника гражданской обороны. Тел. 50-93-64 |
Не нашли ответа?