



Назначение пенсий в Республике Беларусь гражданам, проживавшим и работавшим на территории Латвийской Республики (Латвийской СССР), осуществляется с учетом положений Договора между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29 февраля 2008 года.
Согласно Договору каждая сторона назначает и выплачивает пенсию только на основании страхового (трудового) стажа, накопленного на ее территории.
Таким образом, назначение пенсии за период работы, имевший место на территории Латвийской Республики (Латвийской ССР), будет осуществляться Латвийской стороной в соответствии с ее законодательством.
При назначении пенсии в Республике Беларусь указанный период учету не подлежит.
Обращение за назначением пенсии в Латвийской Республике осуществляется через орган социальной защиты по месту жительства в Республике Беларусь.
Вопросы установления группы и определения причины инвалидности относятся к компетенции органов здравоохранения. За консультацией по вопросу порядка обращения за установлением инвалидности рекомендуем обратиться в территориальный орган здравоохранения по месту жительства.
В случае установления группы инвалидности Вы вправе обратиться в орган по труду, занятости и социальной защите по месту Вашего жительства с заявлением о переводе на пенсию по инвалидности.
Дополнительно сообщаем, что согласно Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается по их выбору одна пенсия.
В соответствии со статьей 48 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, отдельные категории педагогических работников со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при наличии специального стажа работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев в период до 1 января 2009 года.
Согласно статье 11 Закона общеустановленный пенсионный возраста для женщин с 2022 года составляет 58 лет. Учитывая изложенное, вопрос о назначении Вам пенсии за выслугу лет при соблюдении установленных Законом условий по стажу может быть рассмотрен не ранее достижения Вами 53 лет.
Право на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» предоставлено водителям городского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам, при наличии у мужчин не менее 25 лет общего стажа, из них не менее 20 лет (при этом не менее 10 лет в период до 1 января 2009 года) на указанной работе.
При наличии у водителя городского транспорта (мужчины) 25 лет общего стажа и 20 стажа работы в особых условиях труда, из которых на период до 1 января 2009 года приходится менее 10 лет, ему может быть назначена досрочная профессиональная пенсия в соответствии с Законом республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».
Вопросы назначения профессиональных пенсий относятся к компетенции Фонда социальной защиты.
Согласно части четвертой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» периоды работы после назначения пенсии по возрасту (на общих или льготных основаниях) могут быть учтены в стаж для исчисления пенсии, если пенсионер не получал государственную пенсию за эти периоды.
Таким образом, если в период работы после назначения пенсии по возрасту на льготных условиях Вы не отказывались от получения назначенной пенсии, оснований для включения этого периода в стаж не имеется.
В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» право на досрочную пенсию по возрасту (на 5 лет раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста) имеют матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8-ми лет в период до их совершеннолетия.
Данная статья не подразумевает назначение досрочной пенсии за воспитание только одного ребенка-инвалида (инвалида с детства). Если воспитание детей-инвалидов осуществлялось в различные периоды времени, то для определения права на пенсию может производится суммирование периодов их воспитания.
Факт работы матери в период воспитания детей-инвалидов значения не имеет.
Под страховым стажем для целей пенсионного обеспечения понимается период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании.
Государственное социальное страхование это часть трудовых правоотношений. Данный принцип действовал и ранее. Согласно статье 100 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (далее – Основы законодательства о труде) и Постановлению Президиума всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 февраля 1960 года «Об утверждении инструкции о порядке взимания страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования» государственному социальному страхованию подлежали все рабочие и служащие. Согласно статье 2 Основ законодательства о труде рабочие и служащие реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации.
Таким образом, период работы на государственном предприятии на основании трудового договора в 1986 – 1989 г г. подлежит учету в страховой стаж.
Ответ: При исчислении стажа работы за периоды работы (иной деятельности) после 1 июля 1998 года применяется следующее правило: если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы в бюджет фонда, за календарный год (либо менее календарного года, если имели место прием и увольнение с работы) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, то этот период учитывается в стаж работы для назначения пенсии с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент представляет собой соотношение среднемесячного фактического заработка и среднеарифметической величины минимального размера заработной платы за рассматриваемый период.
Таким образом, продолжительность учтенного стажа в случае работы на неполную ставку будет рассчитываться не от процента ставки, а от уровня заработной платы. Если в период работы на 0,5 ставки величина заработной платы, из которой были уплачены страховые взносы, превышала минимальную заработную плату, весь период работы будет учтен календарно, в противном случае будет применен поправочный коэффициент.
Согласно статье 83 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» выплата пенсии за выслугу лет не производится в период работы, дающей право на эту пенсию.
При определении права на пенсию за выслугу лет учитывается работа в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 1992 г. № 724, и Перечнем учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490.
Перечнем, утвержденным в 1992 году, предусмотрены: воспитатели детских садов, детских яслей-садов, яслей всех типов и наименований. Перечнем, утвержденным в 2008 году, предусмотрены: воспитатели яслей, яслей-садов, детских садов, дошкольных центров развития ребенка, санаторных детских садов, специальных яслей-садов, специальных детских садов, учреждения «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха».
Таким образом, оснований для выплаты пенсии за выслугу лет в период работы в качестве воспитателя в указанных дошкольных учреждениях не имеется.
Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) предусмотрены различные основания для назначения пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Каждое из оснований содержит свои условия по продолжительности общего, специального стажа, а также снижению общеустановленного пенсионного возраста.
Одним из условий для назначения досрочной пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет в соответствии с Законом является приобретение не менее половины требуемого льготного стажа в период до 1 января 2009 года.
Лицам, работавшим на работах с особыми условиями труда, преимущественно после 1 января 2009 года (продолжительность приобретенного льготного стажа в период до 1 января 2009 года составляет менее половины требуемого) назначаются досрочные профессиональные пенсии в соответствии с Законом о профессиональном пенсионном страховании. Назначение и выплата таких пенсий осуществляется территориальными органами Фонда социальной защиты населения.
Учитывая изложенное, за более подробными разъяснениями по вопросу назначения досрочной пенсии Вам необходимо обратиться в районный отдел Фонда социальной защиты населения по месту постоянного жительства.
Согласно Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) основными факторами, определяющими размер трудовой пенсии по возрасту (в том числе назначенной на льготных условиях), являются продолжительность общего стажа и уровень заработной платы, которую пенсионер получал до выхода на пенсию. Чем продолжительнее стаж и выше заработная плата, тем выше размер пенсии по возрасту.
Пенсия по возрасту устанавливается в размере 55 процентов среднемесячного заработка. За каждый год работы сверх необходимого (20 лет у женщин, 25 лет у мужчин) размер пенсии увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка.
При этом лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, увеличение пенсии по возрасту за каждый полный год работы сверх 30 лет у женщин и 35 лет у мужчин, составляет не менее чем 0,7 процента средней заработной платы работников в республике.
Лицам, имеющим длительный общий стаж, предусмотрено дополнительное повышение пенсии: за каждый год работы свыше 35 лет у женщин и 40 лет у мужчин размер пенсии дополнительно повышается соответственно на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5 процента среднемесячного заработка (0,7 процента средней заработной платы работников в республике).
Обращаем Ваше внимание, что время работы с одновременным получением пенсии по возрасту (в том числе назначенной на льготных условиях) не учитывается в общий стаж для исчисления пенсии.
Согласно Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» основными факторами, определяющими размер пенсии, являются продолжительность стажа и размер заработной платы, которую заявитель получал перед обращением за пенсией.
Величина средней заработной платы, принятой для исчисления пенсии, с учетом заработка после ее назначения не пересматривается.
Периоды работы с уплатой страховых взносов, имевшие место после назначения пенсии по возрасту (в том числе досрочной), могут быть учтены в стаж для исчисления пенсии при условии неполучения пенсии в эти периоды.
Таким образом, если после назначения пенсии по возрасту Вы продолжали работать с одновременным получением пенсии, оснований для ее перерасчета не имеется.
В соответствии со статьей 46 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее –Закон) пенсии за выслугу лет назначаются отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, медицинских и педагогических работников, артистам и спортсменам.
Для каждой из категорий работников установлены свои условия выхода на пенсию и исчисления специального стажа.
Так для исчисления специального стажа, приобретенного в период до 1 января 2009 года, применяются:
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 1992 г. № 724;
перечень отдельных категорий артистов театров и иных театрально-зрелищных предприятий и коллективов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 1992 г. № 665;
перечень категорий спортсменов, имеющих право на пенсию за выслугу лет при условии нахождения в штате национальных сборных команд Республики Беларусь не менее 5 лет, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 1994 г. № 205.
Периоды работы после 1 января 2009 года, учитываются в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, согласно перечням, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 года №1490.
Порядок исчисления специального стажа за периоды работы до 1 января 2009 года определяется Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», периоды работы после 1 января 2009 года учитываются в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, в порядке и на условиях, установленных Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».
Так в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в специальный стаж учитываются периоды работы в течение полного рабочего дня в учреждениях, организациях и должностях согласно Перечням. Учету также подлежат периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, имевшем место до 1.01.2000г.
Продолжительность специального стажа, приобретенного до 1 января 2009 года, подтверждается справкой работодателя по форме, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 31 октября 2006 года № 134.
Периоды работы после 1 января 2009 года учитываются в специальный стаж при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование. Основанием для уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование помимо соответствия должности и учреждения (организации) утвержденному перечню, является также выполнение установленных для каждой категории работников критериев занятости.
Продолжительность профессионального стажа (приобретенного после 1 января 2009) подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Для получения более подробной информации о порядке исчисления стажа в отношении периодов работы до 1 января 2009 года Вам необходимо обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите (управление социальной защиты) по месту постоянного жительства. В отношении периодов работы после 1 января 2009 года - в территориальный отдел Фонда социальной защиты населения.
Порядок обращения за пенсией определен Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) и соответствующей инструкцией, утвержденной Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 июля 2019 года № 35 (далее - Инструкция). Согласно статье 75 Закона и пунктам 3-10 Инструкции работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по последнему месту работы.
Работодатель в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформляет все необходимые для назначения пенсии документы и вместе с поданным заявлением и своим представлением направляет их в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту жительства заявителя, подтвержденному регистрацией.
В случае если обратившемуся за назначением пенсии отказано работодателем в представлении к назначению пенсии, он может подать заявление непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Учитывая изложенное, Вам для назначения пенсии необходимо обратиться с соответствующим заявлением к работодателю, который должен направить Ваше заявление и необходимые для назначения пенсии документы в территориальный орган по труду, занятости и социальной защите Гомельской области согласно Вашей регистрации. Выплата назначенной пенсии в дальнейшем может производится по месту фактического проживания.
Да. Такая возможность предусмотрена законодательством (статья 23-1 Закона «О пенсионном обеспечении») при продолжении работы без получения государственной пенсии после назначения пенсии по возрасту на общих основаниях.
За первый полный год работы без получения пенсии она будет увеличена на 6 процентов заработка, принимаемого для ее исчисления, за второй - на 8 процентов, за третий - на 10 процентов, за четвертый - на 12 процентов, за пятый и каждый последующий год – на 14 процентов.
Если работа без получения пенсии менее полного года, то увеличение за каждые полные два месяца такой работы составляет 1 процент заработка. При этом пенсия максимальным размером (75 процентов заработка) не ограничивается.
Выбор – получать пенсию в период работы или не получать с тем, чтобы ее увеличить – за пенсионером.
На основании статьи 61 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» лицам, работавшим за пределами Республики Беларусь, пенсии исчисляются исходя из фактического заработка в Республике Беларусь и дохода за работу за пределами Республики Беларусь, с которого согласно законодательству о государственном социальном страховании самостоятельно уплачены обязательные страховые взносы в бюджет фонда.
Заработок, выплачиваемый в иностранной валюте, при назначении пенсии не учитывается; конвертация таких выплат для целей пенсионного обеспечения законодательством не предусмотрена.
Согласно статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в стаж работы засчитываются периоды работы, в том числе протекавшей за границей, при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов (далее - взносы) в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.
При направлении работников в командировку за границу перечисление взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляется их работодателями в установленном законодательством порядке.
Что касается граждан, работающих за пределами Республики Беларусь, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем на территории Республики Беларусь, то Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» им предоставлено право добровольно участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию путем самостоятельной уплаты взносов на пенсионное страхование в Фонд в размере 29 процентов от определяемого ими дохода. При этом необходимо учитывать, что в случае уплаты взносов из дохода ниже минимальной заработной платы (с учетом индексации), стаж для назначения пенсии будет исчисляться с учетом поправочного коэффициента.
Для реализации права на добровольную уплату взносов на цели пенсионного страхования гражданину необходимо стать на учет в качестве плательщика взносов в отделе Фонда по месту жительства в Республике Беларусь. Вопросы, связанные с порядком перечисления взносов, разъясняются органами Фонда при постановке на учет.
В соответствии со статьёй 68 Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» повышение пенсий предусмотрено, в частности, лицам, которые были награждены орденами и медалями (в том числе медалью «За трудовую доблесть») за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Гражданам, которые получили медаль «За трудовую доблесть» и Грамоту Верховного Совета БССР за работу в мирное время, повышение пенсий не предусмотрено.
В стаж засчитывается только время обучения на дневном отделении, заочная же форма не принимается в расчет (статья 51 Закона).
Согласно статье 76 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» работодатель обязан своевременно и в полном объеме оформлять документы о стаже, заработке, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в районные управления по труду, занятости и социальной защите.
Материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения пенсии, несет работодатель.
Если Вы считаете, что по причине неполного оформления работодателем документов для назначения пенсии Вам причинен материальный ущерб, Вы вправе обратиться к работодателю за его возмещением в добровольном порядке либо в суд с иском о взыскании с виновного лица понесенного материального ущерба.
Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» предоставлено право досрочного выхода на пенсию:
Да, статьей 38 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий» установлен льготный порядок зачета в стаж периодов работы, военной службы или службы в зависимости от времени и зоны, в которой протекали эти виды деятельности.
Так, время работы, военной службы или службы, на эксплуатации ЧАЭС и в зоне эвакуации (отчуждения) с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1987 года засчитывается в стаж работы в трехкратном размере. Период с 1 января 1988 года — в полуторном. Если работа, военная служба или служба протекала в зоне первоочередного или последующего отселения, то с момента аварии на ЧАЭС она подлежит зачету в стаж работы в полуторном размере.
В комитете работает горячая линия справочно-информационного характера. Звонки принимаются ежедневно (кроме выходных и праздничных дней, объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими) с 9:00 до 13:00 часов
Вопросы | Телефон |
---|---|
оплаты труда |
50-93-34 |
занятости населения |
50-91-99 |
оказания социальной поддержки населению |
50-91-71 |
определения и содержания в интернатных учреждениях |
50-93-36 |
охраны труда |
50-93-40 |
экспертизы условий труда |
50-91-89 |
трудовых отношений |
50-91-85 |
назначения и выплата пенсий |
50-93-21 |
назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей |
50-91-63 |
предоставления семьям (гражданам) государственной адресной социальной помощи |
50-91-73 |
УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!
Обращаем ваше внимание, что электронные обращения в адрес комитета принимаются только посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (https://обращения.бел).
Цупа Надежда Анатольевна Председатель комитета Осуществляет общее руководство деятельностью комитета, проводит государственную политику и обеспечивает регулирование и управление деятельностью в сфере социально-трудовых отношений. Осуществляет и координирует взаимодействие комитета с исполнительными и распорядительными органами, возглавляет и руководит работой коллегии, гражданской обороной комитета. Тел. 50-91-74 |
|
Семионов Александр Николаевич Первый заместитель председателя комитета Организует и координирует работу по реализации основных направлений и приоритетов государственной политики в области охраны труда и оплаты труда, социально-трудовых отношений, содействия занятости населения, демографической безопасности, трудовой миграции, социального партнерства. Тел. 50-91-90 |
|
Кулеш Татьяна Николаевна Заместитель председателя комитета Организует и координирует работу по реализации направлений и приоритетов государственной политики в области пенсионного обеспечения, идеологической работы, обращений граждан и юридических лиц. Тел. 50-93-25 |
|
|
Панина Наталья Аркадьевна Заместитель председателя комитета Организует и координирует работу по реализации основных направлений и приоритетов государственной политики в области государственной социальной поддержки ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов, малообеспеченных граждан, развитию форм и видов нестационарного социального обслуживания населения. Является начальником штаба гражданской обороны – заместителем начальника гражданской обороны. Тел. 50-93-64 |
Не нашли ответа?