Новое в пенсионном законодательстве

В 2017 году в республике началось повышение пенсионного возраста (ежегодно на 6 месяцев). Общеустановленный пенсионный возраст установлен статьёй 11 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Когда белорусы будут выходить на пенсию в зависимости от даты рождения

дата рождения время выхода на пенсию пенсионный возраст, лет
мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины
с 1 января по 30 июня 1957 года с 1 января по 30 июня 1962 года

с 1 июля по 31 декабря 2017 года

60, 6 55, 6
с 1 июля по 31 декабря 1957 года с 1 июля по 31 декабря 1962 года

с 1 июля по 31 декабря 2018 года

61 56
с 1 января по 30 июня 1958 года с 1 января по 30 июня 1963 года

с 1 июля по 31 декабря 2019 года

61,5 56,6
с 1 июля по 31 декабря 1958 года с 1 июля по 31 декабря 1963 года

с 1 июля по 31 декабря 2020 года

62 57
с 1 января по 30 июня 1959 года с 1 января по 30 июня 1964 года

с 1 июля по 31 декабря 2021 года

62, 6 57, 6
с 1 июля по 31 декабря 1959 года и младше с 1 июля по 31 декабря 1964 года и младше

с 1 июля 2022 года

63 58

В итоге поэтапное повышение пенсионного возраста закончится во второй половине 2022 года. Далее все будут выходить на пенсию в возрасте 58/63 лет.

27 декабря 2018 года подписан Указ Президента Республики Беларусь № 500 «О государственном социальном страховании».

Указ направлен на обеспечение прав и гарантий отдельным категориям граждан в области государственного социального страхования, а также совершенствование законодательства, регулирующего вопросы уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Указом предусмотрено:

  1. Изменение порядка уплаты взносов для индивидуальных предпринимателей.

    Индивидуальные предприниматели и приравненные к ним по уплате физические лица освобождаются от обязательной уплаты взносов в бюджет Фонда в случае отсутствия дохода по причине неосуществления деятельности. Декларировать периоды осуществления своей деятельности указанные плательщики будут путем предоставления 1 раз в год, не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом, в органы Фонда документов индивидуального (персонифицированного) учета. Представленные указанными категориями плательщиков сведения о периодах работы впоследствии будут сверяться с другими государственными органами. С этой целью будут использоваться информационные ресурсы республиканских органов государственного управления, в том числе Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (периоды приостановления деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами), базы данных налоговых органов (информация об уплате налогов), в банках будет запрашиваться информация о движении средств на текущих (расчетных) банковских счетах.

    Сроки уплаты взносов для индивидуальных предпринимателей остаются прежними, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. При этом Указом предусмотрена возможность уплаты взносов в течение всего отчетного года.

  2. Включение на добровольной основе в систему государственного социального страхования самозанятых лиц

    Самозанятым лицам (физические лица, осуществляющие деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности) предоставлено право участия в системе государственного социального страхования на добровольной основе при условии уплаты ими взносов на пенсионное страхование в бюджет Фонда.

    Таким образом, у самозанятых лиц появится возможность (при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее, чем с размера минимальной заработной платы) получить право на пенсию при достижении пенсионного возраста, инвалидности, потере кормильца.

    Полный перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской, содержится в статье 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

  3. Согласование с органами Фонда справки об отсутствии обязательств по перечислению платежей в бюджет Фонда

    Указом устанавливается обязанность плательщиков при получении средств на оплату труда в случаях приостановления операций по текущим (расчетным) банковским счетам и получения таких средств со счетов со специальным режимом функционирования согласовывать с органами Фонда справки о том, что обязательства по перечислению платежей в бюджет фонда отсутствуют.

  4. Взыскание задолженности плательщиков взносов с электронных кошельков

    Органам Фонда предоставлено право взыскания задолженности плательщиков взносов с электронных кошельков.

    Хотим обратить особое внимание и напомнить как индивидуальным предпринимателям, так и новой категории плательщиков — самозанятым лицам о необходимости оценивать и планировать свое пенсионное будущее уже сегодня.

    Так, в страховой стаж работы, применяемый для определения права на трудовую пенсию, засчитываются периоды работы предпринимательской, творческой и иной деятельности только при условии, что в течение этих периодов производилась уплата взносов в бюджет Фонда.

    Соответственно периоды, за которые взносы не уплачены либо уплачены из расчета ниже минимального размера, в стаж работы зачтены не будут либо засчитаются пропорционально сумме уплаченных взносов.

    Пример. Размер минимальной заработной платы (далее – МЗП), действовавший в 2018 году, 305 рублей, минимальный платеж для индивидуального предпринимателя при осуществлении деятельности целый месяц – 106,75 рублей в месяц (35 процентов от МЗП), самозанятого лица – 88,45 рублей (29 процентов). Индивидуальный предприниматель за месяц перечислил в бюджет Фонда – 53,4 рубля, самозанятый – 44,23 рубля. В результате в страховой стаж для назначения пенсии им засчитается только 15 дней.

    Проверить свой страховой стаж за период, начиная с 1 января 2003 года, можно обратившись в органы Фонда за выпиской из индивидуального лицевого счета. Выдача таких выписок осуществляется без взимания платы.

    В 2019 году минимальный страховой стаж для назначения пенсии составит 17 лет и с ежегодным увеличением на 6 месяцев к 2025 году составит 20 лет.

  5. Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 08.07.2019 № 35 утверждена Инструкция о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий (далее – Инструкция), которая вступила в силу с 4 августа 2019 г.

    Инструкция определяет порядок обращения за пенсиями по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца, за выслугу лет и пр.

    Инструкцией оговорен перечень документов, необходимых конкретно по видам пенсии, какие права, условия и обстоятельства они подтверждают, какие нормативно – правовые акты предусматривают необходимость предоставления того или иного документа и другое.

    В связи с принятием Инструкции отменены ранее действующие:

    1. Приказ Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 14 марта 1996 г. № 8 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, кооперативах и иных субъектах хозяйствования работы по оформлению и представлению документов к назначению пенсий».
    2. Приказ Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 мая 1997 г. № 44 «Об утверждении Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
    3. Приказ Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 14 сентября 1998 г. № 81 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
    4. Приказ Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. № 85 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий».
    5. Постановление Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 21 сентября 2000 г. № 15 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
    6. Постановление Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2000 г. № 21 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий, утвержденную приказом Министра социальной защиты Республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. № 85».
    7. Постановление Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 27 августа 2001 г. № 11 «О внесении изменения в Инструкцию о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий, утвержденную приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. № 85».
    8. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 13 июля 2004 г. № 87 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденное приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 мая 1997 г. № 44».
    9. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. № 137 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».