Пенсионное обеспечение

Здравствуйте.Являюсь инвалидом с детства по заболеванию связанного с катастрофой на ЧАЭС (ст.18),после 18 лет -3гр,утрата трудоспособности 30% и 18ст.Интересует вопрос исчисления пенсии,т.к.согласно закона РБ " ... Пенсия у этой категории пенсионеров носит компенсационный характер и напрямую зависит от заработной платы, которая была перед установлением инвалидности или прекращением работы, повлекшей инвалидность или смерть, а также от степени утраты трудоспособности.",а на момент утраты здоровья я училась в университете и не получала з/п.Каким образом тогда должна считаться пенсия по инвалидности?(сейчас мне 35 лет)заранее спасибо.

На основании статьи 3 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) и статьи 31 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон ЧАЭС) пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится по Закону с учетом условий и норм, предусмотренных Законом ЧАЭС. То есть нормы Закона и Закона ЧАЭС применяются в совокупности.

В соответствии со статьей 34 Закона ЧАЭС пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями (далее –  пенсии по инвалидности), назначаются в размере утраченного в связи с инвалидностью заработка, определенного за последние 12 месяцев работы, предшествовавшей: 1) снижению (утрате) трудоспособности (датой утраты трудоспособности признается день установления инвалидности), или 2) прекращению работы, повлекшей увечье или заболевание вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

Под работой, повлекшей заболевание, вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями, следует понимать (1) работу по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, или (2) любую другую работу, протекавшую на территории радиоактивного загрязнения. При этом работа по ликвидации или на территории радиоактивного загрязнения, протекавшая после установления инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы, не может рассматриваться в качестве работы, повлекшей заболевание, вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

Пенсии по инвалидности по желанию обратившегося за пенсией могут быть также назначены в размерах определенных общими нормами пенсионного законодательства Республики Беларусь, то есть из заработка, определенного в порядке, установленном статьей 57 Закона.

Так как до наступления инвалидности Вы не работали, пенсия по инвалидности может быть исчислена только по общим нормам Закона.

Для лиц, не имеющих стажа работы, законодательством предусмотрено назначение социальных пенсий.

Так, статьей 40 Закона ЧАЭС установлено, что социальные пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий назначаются исходя из величины средней заработной платы работников в республике, применяемой при назначении и перерасчете пенсии в связи с ростом средней заработной платы работников в республике в соответствии со статьей 70 Закона. К примеру, на май 2019 года размер социальной пенсии инвалидам 3 группы составляет 129,77 руб. (865,12 рублей х 15%).

Обращаем Ваше внимание, что инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы пользуются правом на перерасчет пенсии по статье 69-1 Закона, согласно которой, если пенсионер, получающий пенсию по инвалидности, проработал 24 месяца с более высоким заработком, то ему начисляется новый индивидуальный коэффициент с более высокого заработка. Однако исчисление пенсии в этом случае может производиться  по общим нормам Закона, а не в размере утраченного в связи с инвалидностью заработка.

За более подробной информацией Вы можете обратиться в органы по труду, занятости и социальной защиты по месту пенсионирования.

Как определить дату, когда возникнет право выхода на пенсию на общих основаниях?

Для определения даты возникновения права на пенсию анализируется совокупность обстоятельств: дата достижения гражданином общеустановленного пенсионного возраста, действующего в году обращения за пенсией, наличие требуемого на эту дату страхового стажа. Также важна дата обращения за пенсией: в период с 2017 года по 2022 год ежегодно с 1 января пенсионный возраст увеличивается на 6 месяцев.

Так, женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года - в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев.

Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года - в 57/62 года.

Женщины, которые родились в первом полугодии 1964 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1959 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2021 года - в 57 лет 6 месяцев и 62 года 6 месяцев.

Женщины и мужчины, которые родились во втором полугодии 1964-го и 1959-го, выйдут на пенсию во втором полугодии 2022 года - в 58/63 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста закончится, когда во второй половине 2022 года на пенсию выйдут мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1964 года.

Какой минимальный стаж работы требуется для трудовой пенсии по возрасту?

Длительность минимального стажа работы для назначения трудовой пенсии по возрасту или за выслугу лет зависит от года, в котором будут назначаться такие пенсии. При назначении пенсии в 2019 году необходимо иметь не менее 17 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Начиная с 1 января 2016 г. страховой стаж ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев.

При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется наличие страхового стажа не менее 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа.

Страховой стаж - это работа, предпринимательская и иная деятельность с уплатой обязательных страховых взносов.

В страховой стаж не засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались. Однако такие периоды учитываются в общий стаж для исчисления размера пенсии.

Таким образом, если требуемый страховой стаж имеется и, соответственно, пенсия может быть назначена, то для исчисления размера этой пенсии будут учтены также периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие.

При отсутствии требуемого страхового стажа назначается социальная пенсия. Такая пенсия назначается женщинам не моложе 60 лет, мужчинам - 65 лет.

Дата рождения моей дочери - 16 марта 1964 года. Когда она сможет обратиться за назначением пенсии, и какие документы нужно собирать?

Вашей дочери пенсия по возрасту может быть назначена не ранее 16 сентября 2021 года. Если она работает, то сбор документов о стаже и заработке и других документов, представление их в орган по труду, занятости и социальной защите должен осуществлять работодатель. Если она не работает, то сбором документов и их преставлением должны заниматься Ваша дочь.

Для назначения пенсии требуются: документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство, т.е. паспорт гражданина Республики Беларусь с отметкой о регистрации по месту жительства, а также документы, подтверждающие стаж работы либо занятие иной деятельностью, справки о заработке и документы, удостоверяющие право заявителя на надбавки и повышение пенсии (при их наличии).

За периоды работы после 1 января 2003г. сведения о стаже и заработке подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета, которая выдается органами фонда по запросу органов по труду, занятости и социальной защите при обращении за назначением пенсии.

Более подробную информацию Вы можете получить в органе по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

Сохранен ли пенсионный возраст для работающих во вредных условиях труда?

Возраст для льготной пенсии с января 2017 г. постепенно увеличивается так же, как и общий пенсионный возраст - на 3 года в общей сложности, по 6 месяцев в год.

Тем самым, 10-летняя или 5-летняя разница в возрасте для льготной пенсии и общей пенсии сохранены. Не изменился также и необходимый льготный стаж для назначения этой пенсии.

Иванова С.И., 1968г.р., имеет стаж работы водителя троллейбуса 26 лет, в том числе за период с 1.01.2009 г. – 9 лет. В ноябре 2019 года исполняется 51 год 6 месяцев. Будет ли она иметь право на досрочную трудовую пенсию по возрасту, либо пенсия будет назначена в соответствии с законодательством о профессиональном пенсионном страховании?

В связи с введением в действие с 1.01.2009 года профессионального страхования пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда водителям городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи), работницам текстильного производства, женщинам, работающим доярками (операторами машинного доения), телятницам, свинарям-операторам в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, трактористам – машинистам, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйств, работникам экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, женщинам, работающим трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов (пункты «в» - «з» статьи 12 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) и работникам, занятым на подземных и открытых горных работах (статья 13 Закона) назначается при соблюдении условий, предусмотренных законодательством и не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию (статья 12 Закона).

Поскольку Иванова С.И. имеет право на досрочную профессиональную пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» (после 1 января 2009 года профессиональный стаж составляет половина требуемого - 7 лет 6 месяцев (мужчинам 10 лет), право на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «ж» статьи 12 Закона отсутствует. 

Мне 52 года, получаю пенсию по инвалидности 3 группы, но работаю. Для меня тоже повышается пенсионный возраст? Но ведь я уже пенсионерка.

Вы получаете пенсию по инвалидности. Если Вы захотите перейти на пенсию по возрасту, то будут применяться все условия для назначения этой пенсии, в том числе по пенсионному возрасту и страховому стажу, при которых она может быть назначена.

Будут ли периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодателем не уплачивались или уплачивались в неполном объеме, засчитаны в стаж для назначения пенсии?

Нет, не будут. В соответствии с пенсионным законодательством право на пенсию и ее размер обусловлены уплатой обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд). Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование установлен в размере 28 процентов от фонда оплаты труда, для работников - 1 процент заработка.

Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж и в заработок для исчисления пенсии. То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются.

Рекомендуем работникам пользоваться своим правом на получение информации из системы государственного социального страхования, в частности об уплате за них обязательных страховых взносов. По этому вопросу необходимо обращаться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.

Предусмотрена ли пенсионным законодательством возможность увеличения пенсии в связи с ее неполучением?

Да. Такая возможность предусмотрена законодательством (статья 23-1 Закона «О пенсионном обеспечении») при продолжении работы без получения государственной пенсии после назначения пенсии по возрасту на общих основаниях.

За первый полный год работы без получения пенсии она будет увеличена на 6 процентов заработка, принимаемого для ее исчисления, за второй - на 8 процентов, за третий - на 10 процентов, за четвертый - на 12 процентов, за пятый и каждый последующий год – на 14 процентов.

Если работа без получения пенсии менее полного года, то увеличение за каждые полные два месяца такой работы составляет 1 процент заработка. При этом пенсия максимальным размером (75 процентов заработка) не ограничивается.

Выбор – получать пенсию в период работы или не получать с тем, чтобы ее увеличить – за пенсионером.

Включается ли в заработок для исчисления пенсии в Республике Беларусь заработная плата за работу за границей, которая выплачивалась в иностранной валюте?

На основании статьи 61 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» лицам, работавшим за пределами Республики Беларусь, пенсии исчисляются исходя из фактического заработка в Республике Беларусь и дохода за работу за пределами Республики Беларусь, с которого согласно законодательству о государственном социальном страховании самостоятельно уплачены обязательные страховые взносы в бюджет фонда.

Заработок, выплачиваемый в иностранной валюте, при назначении пенсии не учитывается; конвертация таких выплат для целей пенсионного обеспечения законодательством не предусмотрена.

Включается ли работа за пределами Республики Беларусь в стаж при назначении пенсии в Республике Беларусь и при каких условиях?

Согласно статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в стаж работы засчитываются периоды работы, в том числе протекавшей за границей, при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов (далее - взносы) в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

При направлении работников в командировку за границу перечисление взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляется их работодателями в установленном законодательством порядке.

Что касается граждан, работающих за пределами Республики Беларусь, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем на территории Республики Беларусь, то Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» им предоставлено право добровольно участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию путем самостоятельной уплаты взносов на пенсионное страхование в Фонд в размере 29 процентов от определяемого ими дохода. При этом необходимо учитывать, что в случае уплаты взносов из дохода ниже минимальной заработной платы (с учетом индексации), стаж для назначения пенсии будет исчисляться с учетом поправочного коэффициента.

Для реализации права на добровольную уплату взносов на цели пенсионного страхования гражданину необходимо стать на учет в качестве плательщика взносов в отделе Фонда по месту жительства в Республике Беларусь. Вопросы, связанные с порядком перечисления взносов, разъясняются органами Фонда при постановке на учет.

Как подтвердить заработок за период работы до 1 января 2003 г., необходимый для назначения пенсии, если документы о заработке работодателем утеряны?

В соответствии с законодательством определение заработка для исчисления пенсии за периоды работы до 1 января 2003 г. производится по справкам о заработке, выдаваемым работодателем на основании лицевых счетов и иных документов о начисленной и выплаченной работнику заработной плате. В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом, органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или организацией, в которой находятся на хранении бухгалтерские документы.

При отсутствии возможности получения документов, подтверждающих размер начисленной и выплаченной заработной платы, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработной платы в конкретном периоде в определенном размере. При этом факт и причины не сохранности документов о заработке должны быть подтверждены организацией, в которой протекала работа (правопреемником), и архивным учреждением.

При рассмотрении вопроса об установлении размера заработной платы для целей пенсионного обеспечения суд принимает во внимание любые средства доказывания (в частности, размер заработка может подтверждаться выпиской из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, данными комсомольского и партийного билетов с отметками об уплате взносов, расчетными книжками (листками) и др.).

Решение суда об установлении факта получения гражданином заработка в определенном размере в конкретном периоде принимается для исчисления пенсии.

Я награждена Грамотой Верховного Совета БССР, имею медаль «За трудовую доблесть». Предусмотрены ли какие-нибудь надбавки к пенсии за награды?

В соответствии со статьёй 68 Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» повышение пенсий предусмотрено, в частности, лицам, которые были награждены орденами и медалями (в том числе медалью «За трудовую доблесть») за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны.

Гражданам, которые получили медаль «За трудовую доблесть» и Грамоту Верховного Совета БССР за работу в мирное время, повышение пенсий не предусмотрено.

Я училась на очном отделении в Гомельском сельскохозяйственном техникуме и заочно в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. При назначении пенсии годы учебы мне будут засчитаны в стаж?

В стаж засчитывается только время обучения на дневном отделении, заочная же форма не принимается в расчет (статья 51 Закона).

Увидел свою фирму в списке должников Фонда соцзащиты. И что мне теперь делать, как требовать оплату взносов за себя. Куда обращаться?

За информацией об уплате за Вас обязательных страховых взносов необходимо обратиться в территориальное подразделение Фонда социальной защиты населения. Если за Вас взносы определённый период действительно не уплачивались, необходимо обратиться непосредственно к работодателю о перспективах уплаты им обязательных страховых взносов. Ведь то, что у работодателя сейчас имеется задолженность, не говорит о том, что он её не погасит. В случае погашения задолженности, Ваши пенсионные права будут восстановлены. Кроме того, за содействием в решении данного вопроса можно обратиться в профсоюзную организацию.

Мне назначили пенсию в 2015 году. В этом году я узнал, что в справке о заработке суммы указаны неверно. Мне была выдана новая справка о заработке, однако пенсия увеличена только после предоставления новой справки в управление социальной защиты. Кто обязан выплатить разницу в пенсии за прошлое время?

Согласно статье 76 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» работодатель обязан своевременно и в полном объеме оформлять документы о стаже, заработке, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в районные управления по труду, занятости и социальной защите.

Материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения пенсии, несет работодатель.

Если Вы считаете, что по причине неполного оформления работодателем документов для назначения пенсии Вам причинен материальный ущерб, Вы вправе обратиться к работодателю за его возмещением в добровольном порядке либо в суд с иском о взыскании с виновного лица понесенного материального ущерба.

Устраиваюсь на работу в российскую организацию по трудовому договору о дистанционной работе. При этом проживать и фактически выполнять работу буду в Беларуси. Будет ли учитываться время такой работы в стаж для назначения пенсии в Беларуси?

Если в период Вашей работы работодатель (организация Российской Федерации) будет уплачивать за Вас страховые взносы в Пенсионный фонд России, то в соответствии с Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года вопрос о назначении Вам пенсии за этот период будет рассматриваться компетентными органами Российской Федерации.

Если же законодательство Российской Федерации не предусматривает пенсионного страхования таких работников как Вы и работодатель не будет уплачивать страховые взносы в российский пенсионный фонд, то в соответствии с законодательством Республики Беларусь Вы можете в период этой работы формировать пенсионные права в Беларуси путём самостоятельной уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Подробную информацию относительно уплаты страховых взносов Вы можете получить в органе Фонда социальной защиты населения по месту жительства.

Профессия была включена в Список № 2 только в 1995 г., а работник работает по этой же профессии с 1985 года. Включается ли этот период (1985-1995 гг.) в стаж для льготной пенсии?

В специальный стаж работы, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, засчитываются периоды работы:

  • с 1 января 1993 г., предусмотренной Списком № 1 и Списком № 2, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536, с учетом результатов аттестации рабочих мест;
  • с 1 января по 31 декабря 1992 г. согласно спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, с учетом результатов аттестации рабочих мест;
  • до 1 января 1992 г. согласно спискам производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, без учета результатов аттестации рабочих мест. Из приведенного следует, что каждый список применяется за определенный период.

Таким образом, если профессия впервые была предусмотрена постановлением от 25 мая 2005 г. № 536, то работа по этой профессии может засчитываться в специальный стаж не ранее чем с 1 января 1993 года.

За получением более подробной консультации необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства этого работника или нахождения организации.

Я являюсь ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Часто болею, но инвалидности нет. Имею ли я право раньше уйти на пенсию? Сейчас мне 57 лет, трудовой стаж - 40 лет.

Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» предоставлено право досрочного выхода на пенсию:

  • участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые работали в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году. Эта категория лиц имеют право уйти на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет. При этом одним из обязательных условий для возникновения права на эту пенсию является документальное подтверждение факта и периода работы именно в этой зоне. В нее входят 13 населенных пунктов, расположенных на территории Украины;
  • участникам ликвидации последствий аварии, которые работали в 1986-1987 годах в 30-километровой зоне, так называемой зоне эвакуации (отчуждения). Им общеустановленный пенсионный возраст снижается на 5 лет, но только при наличии инвалидности и не менее 25 лет стажа работы (для мужчин) и 20 лет стажа работы (для женщин).

Работал в зоне эвакуации с 25 декабря 1987г. по 1 марта 1988г., позднее — в зоне первоочередного отселения. Есть ли в действующем законодательстве льготы по исчислению стажа лицам, работавшим на загрязненных территориях?

Да, статьей 38 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий» установлен льготный порядок зачета в стаж периодов работы, военной службы или службы в зависимости от времени и зоны, в которой протекали эти виды деятельности.

Так, время работы, военной службы или службы, на эксплуатации ЧАЭС и в зоне эвакуации (отчуждения) с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1987 года засчитывается в стаж работы в трехкратном размере. Период с 1 января 1988 года — в полуторном. Если работа, военная служба или служба протекала в зоне первоочередного или последующего отселения, то с момента аварии на ЧАЭС она подлежит зачету в стаж работы в полуторном размере.

Предусмотрено ли повышение пенсии участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, имеющим удостоверение с правом на льготы по статье 19 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий»?

Гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986-1987 годах и имеющим соответствующее удостоверение, пенсии повышаются на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту. Законодательством минимальный размер пенсии определен как 25 процентов бюджета прожиточного минимума, что с февраля 2019 года составляет 54,23 рублей. Следовательно, размер повышения - 27,27 рублей.

Не нашли ответа?

Вы можете задать свой вопрос, и мы ответим на него в кратчайшие сроки