Согласно статье 56 Закона Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении” (далее – Закон) пенсии определяются по установленным нормам в процентках к откорректированному в связи с ростом средней заработной платы работников в республике фактическому заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией.
Среднемесячный заработок пенсионера определяется на дату назначения пенсии и корректируется в дальнейшем в связи с изменением средней заработной платы работников в республике.
Для коректировки (приведения к современному уровню) заработка определяется индивидуальный коэффициент, который представляет собой соотношение фактического заработка пенсионера за установленный Законом период перед обращением за пенсией и средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы. Таким образом исчисление пенсии осуществляется на основании заработка, определенного с учетом индивидуального коэффициента заработка пенсионера и средней заработной платы работников в республике, действующей на дату выплаты пенсии.
Согласно статье 6 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» лицам, одновременно имеющим право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.
Справочно: размер пенсии по третьей группе инвалидности составляет 40 процентов среднемесячного заработка пенсионера. Размер пенсии по возрасту для женщин при общем стаже 20 лет составляет 55 процентов среднемесячного заработка. За каждый год стажа работы свыше 20 лет размер пенсии по возрасту увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка (в пределах 75 процентов). Инвалидам с детства, инвалидность которым установлена пожизненно, к назначенной пенсии по возрасту устанавливается повышение в размере 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту (размер указанного повышения в ноябре 2019 года составляет 28,98 рублей). Согласно Закону Республики Беларусь от 14.06.2007 г. № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (далее – Закон) инвалиды III группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, имеют право на 50-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом, Правительством Республики Беларусь, для лечения заболевания, приведшего к инвалидности (статья 10 Закона).
Льготы инвалидам III группы по оплате за техническое обслуживание, пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание лифта и коммунальные услуги, по предоставлению услуг связи не предусмотрены (статьи 16,17,18 Закона).
Вместе с тем, инвалидам гарантирована социальная поддержка в виде денежных выплат (пенсии, пособия, государственная адресная социальная помощь), обеспечения техническими средствами социальной реабилитации, а также путем оказания социальных услуг и услуг жилищно-бытового обслуживания.
Гражданам (семьям), которые по объективным причинам находятся в трудной жизненной ситуации, для обеспечения нормальной жизнедеятельности Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» предусмотрено предоставление государственной адресной социальной помощи (далее - ГАСП) в виде ежемесячного социального пособия при условии, что их среднедушевой доход по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – критерий нуждаемости), с 01.11.2019 г. – 231,83 рублей и (или) в виде единовременного социального пособия при условии, что их среднедушевой доход составляет не более 1,5 величины критерия нуждаемости, с 01.11.2019 г. – 347,75 рублей.
По вопросу предоставления ГАСП необходимо обращаться в орган социальной защиты в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания).
Инвалидам предоставляются социальные услуги в порядке и на условиях, установленных законодательством о социальном обслуживании.
По вопросу предоставления социальных услуг следует обращаться в территориальный центр социального обслуживания населения по месту жительства.
Согласно статье 83 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» пенсия за выслугу лет в период работы, дающей право на эту пенсию, не выплачивается. Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 1 декабря 1992 года № 724 утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников. При определении права на пенсию за выслугу лет учитывается также работа в учреждениях, организациях и должностях, дающих право на профессиональное пенсионное страхование. Соответствующий Перечень учреждений, организаций и должностей утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 года №1490.
Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников правом на пенсию за выслугу лет пользуются участковые педиатры, работающие в амбулаторно-поликлинических учреждениях (поликлиники, амбулатории, диагностические центры и другие), кроме учреждений, находящихся в сельской местности, и педиатры стационаров больничных учреждений, специализированных центров, диспансеров, родильных домов, домов ребенка.
Перечнем организаций и должностей, дающих право на профессиональное пенсионное страхование, помимо врачей-педиатров, занятых в больничных и амбулаторно-поликлинических учреждениях, предусмотрены также врачи-педиатры, работающие в иных организациях, которые наряду с основной деятельностью осуществляют также медицинскую деятельность на основании соответствующего разрешения (лицензии).
Таким образом, Ваше право на выплату пенсии за выслугу лет в период работы в детском дошкольном учреждении будет зависеть от направления деятельности данного учреждения.
Порядок исчисления стажа определен Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон) и Положением о порядке подтверждения и исчисления стажа для назначения пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 года №777 (далее – Положение). Согласно законодательству в стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течении этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (часть 1 статьи 51 Закона). Указанные периоды составляют страховой стаж гражданина. При наличии необходимого страхового стажа (в 2019 году - 17 лет, ежегодно продолжительность страхового стажа, необходимая для назначения пенсии увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет) в общий стаж для исчисления пенсии включаются также иные виды деятельности – военной службы, отпуска по уходу за ребенком или ухода за ребенком в возрасте до трех лет, получения в дневной форме получения образования профессионально-технического, среднего специального, высшего и иные, предусмотренные частью 2 статьи 51 Закона.
Согласно Положению периоды работы по трудовой книжке исчисляются от даты приема на работу до даты увольнения. День увольнения считается последним рабочим днем. При этом при исчислении стажа за периоды работы после 1 июля 1998 года применяется следующее правило: если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены взносы в бюджет фонда за календарный год оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, в стаж работы для назначения пенсии засчитывается период, определяемый с применением поправочного коэффициента, рассчитываемого путем деления среднемесячного фактического заработка лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов.
Периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона, учитываются при исчислении пенсии при условии, что они не совпадают с периодами работы и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
В приведенном случае в стаж подлежат учету периоды работы с 3 августа 1983 по 31 июля 1985 и с 1 августа 1985 по 24 августа 2019 (при условии, что в течение всего периода работы гражданин подлежал государственному социальному страхованию, период работы с 1 июля 1998 года учитывается с учетом размера получаемой заработной платы, из которой уплачивались страховые взносы). При наличии необходимого на дату обращения за пенсией страхового стажа в стаж для исчисления пенсии также подлежит учету период обучения с 1 сентября 1980 по 2 августа 1983 года.
Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон) определены два основных условия возникновения права на трудовую пенсию по возрасту: достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие страхового стажа установленной Законом продолжительности.
Страховой стаж - это работа, предпринимательская и иная деятельность с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. В страховой стаж не засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы, учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались. Однако такие периоды учитываются в общий стаж для исчисления размера пенсии.
Согласно Закону в 2019 году право на трудовую пенсию по возрасту имеют женщины, достигшие возраста 56 лет 6 месяцев, мужчины, достигшие возраста 61 года 6 месяцев, при наличии страхового стажа не менее 17 лет. Ежегодно продолжительность страхового стажа, необходимая для назначения трудовой пенсии по возрасту, увеличиваются на 6 месяцев до достижения 20 лет. Одновременно происходит постепенное (на 6 месяцев ежегодно) увеличение пенсионного возраста до достижения 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин.
Т.е. в 2020 году право на пенсию по возрасту будут иметь женщины, достигшие возраста 57 лет, и мужчины, достигшие возраста 62 лет, при наличии страхового стажа не менее 17 лет 6 месяцев, в 2021 году – женщины, достигшие 57 лет 6 месяцев, и мужчины, достигшие возраста 62 года 6 месяцев, при наличии страхового стажа 18 лет. В дальнейшем право на трудовую пенсию по возрасту имеют женщины, достигшие возраста 58 лет, мужчины, достигшие 63 лет, при наличии страхового стажа: 18 лет 6 месяцев - в 2022 году, 19 лет – в 2023 году, 19 лет 6 месяцев в 2024 году, 20 лет - в 2025 и последующих годах.
Вопрос о назначении Вам пенсии по возрасту может быть рассмотрен при выполнении установленных Законом условий.
Обращаем Ваше внимание, что для назначения пенсий родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа.
Лицам, не имеющим требуемого страхового стажа, назначается социальная пенсия. Такая пенсия назначается женщинам не моложе 60 лет, мужчинам - 65 лет.
На основании статьи 3 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) и статьи 31 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон ЧАЭС) пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится по Закону с учетом условий и норм, предусмотренных Законом ЧАЭС. То есть нормы Закона и Закона ЧАЭС применяются в совокупности.
В соответствии со статьей 34 Закона ЧАЭС пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями (далее – пенсии по инвалидности), назначаются в размере утраченного в связи с инвалидностью заработка, определенного за последние 12 месяцев работы, предшествовавшей: 1) снижению (утрате) трудоспособности (датой утраты трудоспособности признается день установления инвалидности), или 2) прекращению работы, повлекшей увечье или заболевание вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.
Под работой, повлекшей заболевание, вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями, следует понимать (1) работу по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, или (2) любую другую работу, протекавшую на территории радиоактивного загрязнения. При этом работа по ликвидации или на территории радиоактивного загрязнения, протекавшая после установления инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы, не может рассматриваться в качестве работы, повлекшей заболевание, вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.Пенсии по инвалидности по желанию обратившегося за пенсией могут быть также назначены в размерах определенных общими нормами пенсионного законодательства Республики Беларусь, то есть из заработка, определенного в порядке, установленном статьей 57 Закона.
Так как до наступления инвалидности Вы не работали, пенсия по инвалидности может быть исчислена только по общим нормам Закона.
Для лиц, не имеющих стажа работы, законодательством предусмотрено назначение социальных пенсий.
Так, статьей 40 Закона ЧАЭС установлено, что социальные пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий назначаются исходя из величины средней заработной платы работников в республике, применяемой при назначении и перерасчете пенсии в связи с ростом средней заработной платы работников в республике в соответствии со статьей 70 Закона. К примеру, на май 2019 года размер социальной пенсии инвалидам 3 группы составляет 129,77 руб. (865,12 рублей х 15%).
Обращаем Ваше внимание, что инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы пользуются правом на перерасчет пенсии по статье 69-1 Закона, согласно которой, если пенсионер, получающий пенсию по инвалидности, проработал 24 месяца с более высоким заработком, то ему начисляется новый индивидуальный коэффициент с более высокого заработка. Однако исчисление пенсии в этом случае может производиться по общим нормам Закона, а не в размере утраченного в связи с инвалидностью заработка.
За более подробной информацией Вы можете обратиться в органы по труду, занятости и социальной защиты по месту пенсионирования.
Для определения даты возникновения права на пенсию анализируется совокупность обстоятельств: дата достижения гражданином общеустановленного пенсионного возраста, действующего в году обращения за пенсией, наличие требуемого на эту дату страхового стажа. Также важна дата обращения за пенсией: в период с 2017 года по 2022 год ежегодно с 1 января пенсионный возраст увеличивается на 6 месяцев.
Так, женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года - в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев.
Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года - в 57/62 года.
Женщины, которые родились в первом полугодии 1964 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1959 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2021 года - в 57 лет 6 месяцев и 62 года 6 месяцев.
Женщины и мужчины, которые родились во втором полугодии 1964-го и 1959-го, выйдут на пенсию во втором полугодии 2022 года - в 58/63 года.
Поэтапное повышение пенсионного возраста закончится, когда во второй половине 2022 года на пенсию выйдут мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1964 года.
Длительность минимального стажа работы для назначения трудовой пенсии по возрасту или за выслугу лет зависит от года, в котором будут назначаться такие пенсии. При назначении пенсии в 2019 году необходимо иметь не менее 17 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Начиная с 1 января 2016 г. страховой стаж ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев.
При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется наличие страхового стажа не менее 20 лет.
Для назначения досрочных пенсий родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа.
Страховой стаж - это работа, предпринимательская и иная деятельность с уплатой обязательных страховых взносов.
В страховой стаж не засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались. Однако такие периоды учитываются в общий стаж для исчисления размера пенсии.
Таким образом, если требуемый страховой стаж имеется и, соответственно, пенсия может быть назначена, то для исчисления размера этой пенсии будут учтены также периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие.
При отсутствии требуемого страхового стажа назначается социальная пенсия. Такая пенсия назначается женщинам не моложе 60 лет, мужчинам - 65 лет.
Вашей дочери пенсия по возрасту может быть назначена не ранее 16 сентября 2021 года. Если она работает, то сбор документов о стаже и заработке и других документов, представление их в орган по труду, занятости и социальной защите должен осуществлять работодатель. Если она не работает, то сбором документов и их преставлением должны заниматься Ваша дочь.
Для назначения пенсии требуются: документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство, т.е. паспорт гражданина Республики Беларусь с отметкой о регистрации по месту жительства, а также документы, подтверждающие стаж работы либо занятие иной деятельностью, справки о заработке и документы, удостоверяющие право заявителя на надбавки и повышение пенсии (при их наличии).
За периоды работы после 1 января 2003г. сведения о стаже и заработке подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета, которая выдается органами фонда по запросу органов по труду, занятости и социальной защите при обращении за назначением пенсии.
Более подробную информацию Вы можете получить в органе по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
Возраст для льготной пенсии с января 2017 г. постепенно увеличивается так же, как и общий пенсионный возраст - на 3 года в общей сложности, по 6 месяцев в год.
Тем самым, 10-летняя или 5-летняя разница в возрасте для льготной пенсии и общей пенсии сохранены. Не изменился также и необходимый льготный стаж для назначения этой пенсии.
В связи с введением в действие с 1.01.2009 года профессионального страхования пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда водителям городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи), работницам текстильного производства, женщинам, работающим доярками (операторами машинного доения), телятницам, свинарям-операторам в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, трактористам – машинистам, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйств, работникам экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, женщинам, работающим трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов (пункты «в» - «з» статьи 12 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) и работникам, занятым на подземных и открытых горных работах (статья 13 Закона) назначается при соблюдении условий, предусмотренных законодательством и не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию (статья 12 Закона).
Поскольку Иванова С.И. имеет право на досрочную профессиональную пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» (после 1 января 2009 года профессиональный стаж составляет половина требуемого - 7 лет 6 месяцев (мужчинам 10 лет), право на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «ж» статьи 12 Закона отсутствует.
Вы получаете пенсию по инвалидности. Если Вы захотите перейти на пенсию по возрасту, то будут применяться все условия для назначения этой пенсии, в том числе по пенсионному возрасту и страховому стажу, при которых она может быть назначена.
Нет, не будут. В соответствии с пенсионным законодательством право на пенсию и ее размер обусловлены уплатой обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд). Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование установлен в размере 28 процентов от фонда оплаты труда, для работников - 1 процент заработка.
Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж и в заработок для исчисления пенсии. То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются.
Рекомендуем работникам пользоваться своим правом на получение информации из системы государственного социального страхования, в частности об уплате за них обязательных страховых взносов. По этому вопросу необходимо обращаться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.
Да. Такая возможность предусмотрена законодательством (статья 23-1 Закона «О пенсионном обеспечении») при продолжении работы без получения государственной пенсии после назначения пенсии по возрасту на общих основаниях.
За первый полный год работы без получения пенсии она будет увеличена на 6 процентов заработка, принимаемого для ее исчисления, за второй - на 8 процентов, за третий - на 10 процентов, за четвертый - на 12 процентов, за пятый и каждый последующий год – на 14 процентов.
Если работа без получения пенсии менее полного года, то увеличение за каждые полные два месяца такой работы составляет 1 процент заработка. При этом пенсия максимальным размером (75 процентов заработка) не ограничивается.
Выбор – получать пенсию в период работы или не получать с тем, чтобы ее увеличить – за пенсионером.
На основании статьи 61 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» лицам, работавшим за пределами Республики Беларусь, пенсии исчисляются исходя из фактического заработка в Республике Беларусь и дохода за работу за пределами Республики Беларусь, с которого согласно законодательству о государственном социальном страховании самостоятельно уплачены обязательные страховые взносы в бюджет фонда.
Заработок, выплачиваемый в иностранной валюте, при назначении пенсии не учитывается; конвертация таких выплат для целей пенсионного обеспечения законодательством не предусмотрена.
Согласно статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в стаж работы засчитываются периоды работы, в том числе протекавшей за границей, при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов (далее - взносы) в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.
При направлении работников в командировку за границу перечисление взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляется их работодателями в установленном законодательством порядке.
Что касается граждан, работающих за пределами Республики Беларусь, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем на территории Республики Беларусь, то Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» им предоставлено право добровольно участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию путем самостоятельной уплаты взносов на пенсионное страхование в Фонд в размере 29 процентов от определяемого ими дохода. При этом необходимо учитывать, что в случае уплаты взносов из дохода ниже минимальной заработной платы (с учетом индексации), стаж для назначения пенсии будет исчисляться с учетом поправочного коэффициента.
Для реализации права на добровольную уплату взносов на цели пенсионного страхования гражданину необходимо стать на учет в качестве плательщика взносов в отделе Фонда по месту жительства в Республике Беларусь. Вопросы, связанные с порядком перечисления взносов, разъясняются органами Фонда при постановке на учет.
В соответствии с законодательством определение заработка для исчисления пенсии за периоды работы до 1 января 2003 г. производится по справкам о заработке, выдаваемым работодателем на основании лицевых счетов и иных документов о начисленной и выплаченной работнику заработной плате. В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом, органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или организацией, в которой находятся на хранении бухгалтерские документы.
При отсутствии возможности получения документов, подтверждающих размер начисленной и выплаченной заработной платы, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработной платы в конкретном периоде в определенном размере. При этом факт и причины не сохранности документов о заработке должны быть подтверждены организацией, в которой протекала работа (правопреемником), и архивным учреждением.
При рассмотрении вопроса об установлении размера заработной платы для целей пенсионного обеспечения суд принимает во внимание любые средства доказывания (в частности, размер заработка может подтверждаться выпиской из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, данными комсомольского и партийного билетов с отметками об уплате взносов, расчетными книжками (листками) и др.).
Решение суда об установлении факта получения гражданином заработка в определенном размере в конкретном периоде принимается для исчисления пенсии.
В соответствии со статьёй 68 Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» повышение пенсий предусмотрено, в частности, лицам, которые были награждены орденами и медалями (в том числе медалью «За трудовую доблесть») за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Гражданам, которые получили медаль «За трудовую доблесть» и Грамоту Верховного Совета БССР за работу в мирное время, повышение пенсий не предусмотрено.
В стаж засчитывается только время обучения на дневном отделении, заочная же форма не принимается в расчет (статья 51 Закона).
За информацией об уплате за Вас обязательных страховых взносов необходимо обратиться в территориальное подразделение Фонда социальной защиты населения. Если за Вас взносы определённый период действительно не уплачивались, необходимо обратиться непосредственно к работодателю о перспективах уплаты им обязательных страховых взносов. Ведь то, что у работодателя сейчас имеется задолженность, не говорит о том, что он её не погасит. В случае погашения задолженности, Ваши пенсионные права будут восстановлены. Кроме того, за содействием в решении данного вопроса можно обратиться в профсоюзную организацию.
Согласно статье 76 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» работодатель обязан своевременно и в полном объеме оформлять документы о стаже, заработке, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в районные управления по труду, занятости и социальной защите.
Материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения пенсии, несет работодатель.
Если Вы считаете, что по причине неполного оформления работодателем документов для назначения пенсии Вам причинен материальный ущерб, Вы вправе обратиться к работодателю за его возмещением в добровольном порядке либо в суд с иском о взыскании с виновного лица понесенного материального ущерба.
Если в период Вашей работы работодатель (организация Российской Федерации) будет уплачивать за Вас страховые взносы в Пенсионный фонд России, то в соответствии с Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года вопрос о назначении Вам пенсии за этот период будет рассматриваться компетентными органами Российской Федерации.
Если же законодательство Российской Федерации не предусматривает пенсионного страхования таких работников как Вы и работодатель не будет уплачивать страховые взносы в российский пенсионный фонд, то в соответствии с законодательством Республики Беларусь Вы можете в период этой работы формировать пенсионные права в Беларуси путём самостоятельной уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Подробную информацию относительно уплаты страховых взносов Вы можете получить в органе Фонда социальной защиты населения по месту жительства.
В специальный стаж работы, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, засчитываются периоды работы:
Таким образом, если профессия впервые была предусмотрена постановлением от 25 мая 2005 г. № 536, то работа по этой профессии может засчитываться в специальный стаж не ранее чем с 1 января 1993 года.
За получением более подробной консультации необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства этого работника или нахождения организации.
Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» предоставлено право досрочного выхода на пенсию:
Да, статьей 38 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий» установлен льготный порядок зачета в стаж периодов работы, военной службы или службы в зависимости от времени и зоны, в которой протекали эти виды деятельности.
Так, время работы, военной службы или службы, на эксплуатации ЧАЭС и в зоне эвакуации (отчуждения) с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1987 года засчитывается в стаж работы в трехкратном размере. Период с 1 января 1988 года — в полуторном. Если работа, военная служба или служба протекала в зоне первоочередного или последующего отселения, то с момента аварии на ЧАЭС она подлежит зачету в стаж работы в полуторном размере.
Гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986-1987 годах и имеющим соответствующее удостоверение, пенсии повышаются на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту. Законодательством минимальный размер пенсии определен как 25 процентов бюджета прожиточного минимума, что с февраля 2019 года составляет 54,23 рублей. Следовательно, размер повышения - 27,27 рублей.
В комитете работает «Горячая линия» справочно-информационного характера. Звонки принимаются ежедневно (кроме выходных и праздничных дней, объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими) с 9:00 до 13:00 часов
Вопросы | Телефон |
оплаты труда | 75-72-44 |
занятости населения | 75-49-95 |
оказания социальной поддержки населению | 75-44-39 |
определения и содержания в интернатных учреждениях | 75-61-36 |
охраны труда | 75-77-80 |
экспертизы условий труда | 75-49-25 |
трудовых отношений | 75-48-50 |
назначения и выплата пенсий | 75-68-20 |
назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей | 75-73-56 |
предоставления семьям (гражданам) государственной адресной социальной помощи | 75-44-70 |
УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!
Обращаем ваше внимание, что электронные обращения в адрес комитета принимаются только через рубрику "электронное обращение"
Фамилия, собственное имя, отчество, должность | Телефон | |
![]() |
Шутько Пётр Леонидович Председатель комитета |
Тел. 75-45-92 (приемная) |
![]() |
Семионов Александр Николаевич Первый заместитель председателя комитета |
Тел. 75-49-49 |
![]() |
Кулеш Татьяна Николаевна Заместитель председателя комитета |
Тел. 75-70-29 |
![]() |
Ляшенко Александр Владимирович Заместитель председателя комитета |
Тел. 75-61-64 |
Не нашли ответа?